Строительство дюкерного перехода

Строительство дюкерного перехода через реку Кама

По территории Республики Татарстан протекает множество рек. В площадях горного отвода НГДУ «Прикамнефть» находятся реки - Вятка, Иж, Тойма, притоки Зая, Простинка. Основной рекой, разрезающей месторождения НГДУ «Прикамнефть» является река Кама. В 1970 году были построены дюкерные переходы через Каму, позволяющие перекачивать нефть с правого берега на левый для дальнейшего сбора и сдачи в систему СЗМН. В результате длительной эксплуатации дюкерные переходы пришли в негодность. После проработки возможных вариантов строительства переходов через Каму было выбрано решение о выполнении дюкера методом горизонтально направленного бурения (ГНБ).

Объект строительства стал представлять собой единый трубопровод протяжённостью 7,88 км, состоящий из 3-х участков:
  1. на правом берегу р. Кама от точки врезки в существующий напорный нефтепровод «Первомайский ТП – Дюкерный переход» до площадки камеры запуска очистных устройств (ПКЗОУ). Протяжённость участка – 1,13 км.
  2. дюкерный переход через р. Кама, выполненный методом наклонно-направленного бурения, из стальной трубы 219х12 мм с наружной усиленной изоляцией толщиной 5 мм. Протяжённость участка от ПКЗОУ до площадки запуска и приёма очистных устройств (ПКЗПОУ): - основная нитка – 2,18 км; - резервная нитка – 2,18 км;
  3. участок на правом берегу р. Кама, в теле Первомайской дамбы, от ПКЗПОУ до места врезки в существующий межцеховой напорный нефтепровод УПС «Кызыл-Тау». Протяженность – 4,57 км, Трубопровод по всей длине уложен в канальные ж/б лотки и включает в себя камеру приёма очистных устройств – ПКПОУ.

Транспортируемая среда – нефть.

С целью диагностирования трубопровода и очистки его от отложений, предусмотрены бетонные площадочные сооружения с системой канализации:

  • площадка камер запуска очистных устройств на правом берегу р. Кама,
  • площадка камер запуска и приёма очистных устройств на Первомайской дамбе,
  • площадка камеры приёма очистных устройств на Первомайской дамбе.
На правом берегу реки Кама рядом с площадкой пуска очистных устройств установлена станция катодной защиты, смонтированы АЗ. Весь участок построенного трубопровода находится под действием катодной защиты.

На площадках приема и пуска очистных устройств на трубопроводы и емкости установлены приборы КИПиА, позволяющие из диспетчерской ЦППН осуществлять постоянный контроль за давлением напорного нефтепровода и уровнем жидкости в емкостях.

Наиболее сложным звеном в строительстве объекта было выполнение ГНБ через реку Кама. В месте пересечения ширина реки была более 1800 м, профиль реки неравномерный, глубина реки доходила до 20 м. Бурение пилотной скважины велось ориентированным способом в направлении от буровой установки. Траектория пилотной скважины поддерживается при помощи системы контроля DIGI TRAK ECLIPSE-SST. Перед забуриванием скважины буровая головка ориентировалась по оси бурения и после каждого наращивания буровой штанги производился контроль траектории ствола скважины. При необходимости производилась корректировка параметров искривления в соответствии с проектом. Первый этап бурения горизонтально-направленной скважины заканчивался выходом буровой колонны на правом берегу. Бурение пилотной скважины велось в соответствии с чертежами и контролировалось во время бурения, путем периодического измерения угла наклона и азимута, которыми определяется положение буровой головки. Соответствующие измерения производились зондом, встроенным в буровую головку. Система контроля обеспечивала точное определение места расположения буровой головки во время процесса бурения. Расширение скважины велось в направлении “на себя”, т.е. на буровую установку путем протаскивания расширителя с диаметром 450 мм. Компоновка бурильной колонны при расширении пилотной скважины включала в себя буровые штанги – расширитель - вертлюг- штанги. По такой же схеме собирается компоновка для калибрования расширенной скважины. Вместе с расширителем при этом использовался калибратор. Протаскивание трубопровода осуществлялось втягиванием колонны буровых штанг «на себя», до выхода оголовка трубопровода на поверхность в точке забуривания у буровой установки. Перед протаскиванием выполнялся комплекс подготовительных работ. Трубопровод был сварен, испытан, заизолирован и уложен на роликовые опоры. К переднему концу рабочей плети приварена заглушка с серьгой, воспринимающая тяговое усилие. Для протаскивания трубопровода использовались 4 трубоукладчика и 112 роликовых опор. Роликовые опоры были необходимы для поддержания трубы по всей длине, для обеспечения ее движения в процессе протаскивания и сохранности изоляционного покрытия.
При традиционном способе перехода нефтепровода через реку – прокладке трубопровода в траншее, строительство приводит к нарушению экологического равновесия. Применение ГНБ при строительстве дюкерного перехода позволило не только сократить сроки, но и снизить возможные экологические риски при переходе через реку Кама. Внедрение этого проекта в очередной раз подтвердило высокий уровень ПАО «Татнефть» в стремлении улучшить экологическую среду в зоне своей дятельности. Строительство объекта «Напорный нефтепровод «Первомайский ТП – НПС «Набережные Челны» НГДУ «Прикамнефть» повысило кратно надежность системы нефтесбора НГДУ «Прикамнефть».

Строительство объекта велось с марта 2011 года по июль 2012 года.